Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребёнка детский сад №24

Усть-Кутского муниципального образования

 

 

                                    г.Усть-Кут

                                    Речников 50         

                                    8(39565)5-74-94

                                    d.topolyok@ya.ru
Готовность к обучению в школе рассматривается на современном этапе развития психологии как комплексная характеристика ребенка, которой раскрываются уровни развития психологических качеств, являющихся наиболее важными предпосылками для нормального включения в новую социальную среду и для формирования учебной деятельности.
 
 Физиологическая готовность ребенка к школе.
Этот аспект означает, что ребенок должен быть готов к обучению в школе физически. То есть состояние его здоровья должно позволять успешно проходить образовательную программу. Физиологическая готовность подразумевает развитие мелкой моторики (пальчиков), координации движения. Ребенок должен знать, в какой руке и как нужно держать ручку. А также ребенок при поступлении в первый класс должен знать, соблюдать и понимать важность соблюдения основных гигиенических норм: правильная поза за столом, осанка и т. п.
 
 Психологическая готовность ребенка к школе.
Психологический аспект,  включает в себя три компонента: интеллектуальная готовность, личностная и социальная, эмоционально-волевая.
 
  1. Интеллектуальная готовность к школе означает:
 
- к первому классу у ребенка должен быть запас определенных знаний (речь о них пойдет ниже);
 
- он доложен ориентироваться в пространстве, то есть знать, как пройти в школу и обратно, до магазина и так далее;
 
- ребенок должен стремиться к получению новых знаний, то есть он должен быть любознателен;
 
- должны соответствовать возрасту развитие памяти, речи, мышления.
 
 
2. Личностная и социальная готовность подразумевает следующее:
 
- ребенок должен быть коммуникабельным, то есть уметь общаться со сверстниками и взрослыми; в общении не должно проявляться агрессии, а при ссоре с другим ребенком должен уметь оценивать и искать выход из проблемной ситуации; ребенок должен понимать и признавать авторитет взрослых;
 
- толерантность; это означает, что ребенок должен адекватно реагировать на конструктивные замечания взрослых и сверстников;
 
- нравственное развитие, ребенок должен понимать, что хорошо, а что – плохо;
 
-ребенок должен принимать поставленную педагогом задачу, внимательно выслушивая, уточняя неясные моменты, а после выполнения он должен адекватно оценивать свою работу, признавать свои ошибки, если таковые имеются.
 
 
3. Эмоционально-волевая готовность ребенка к школе предполагает:
 
- понимание ребенком, почему он идет в школу, важность обучения;
 
- наличие интереса к учению и получению новых знаний;
 
- способность ребенка выполнять задание, которое ему не совсем по душе, но этого требует учебная программа;
 
- усидчивость – способность в течение определенного времени внимательно слушать взрослого и выполнять задания, не отвлекаясь на посторонние предметы и дела.
 
 
 Познавательная готовность ребенка к школе.
 
Данный аспект означает, что будущий первоклассник должен обладать определенным комплексом знаний и умений, который понадобится для успешного обучения в школе. Итак, что должен знать и уметь ребенок в шесть-семь лет?
 
1) Внимание.
 
• Заниматься каким-либо делом, не отвлекаясь, в течение двадцати-тридцати минут.
 
• Находить сходства и отличия между предметами, картинками.
 
• Уметь выполнять работу по образцу, например, с точностью воспроизводить на своем листе бумаги узор, копировать движения человека и так далее.
 
• Легко играть в игры на внимательность, где требуется быстрота реакции. Например, называйте живое существо, но перед игрой обсудите правила: если ребенок услышит домашнее животное, то он должен хлопнуть в ладоши, если дикое – постучать ногами, если птица – помахать руками.
 
2) Память.
 
• Запоминание 10-12 картинок.
 
• Рассказывание по памяти стишков, скороговорок, пословиц, сказок и т.п.
 
• Пересказ  текста из 4-5 предложений.
 
3) Мышление.
 
• Заканчивать предложение, например, «Река широкая, а ручей…», «Суп горячий, а компот…» и т. п.
 
• Находить лишнее слово из группы слов, например, «стол, стул, кровать, сапоги, кресло», «лиса, медведь, волк, собака, заяц» и т. д.
 
• Определять последовательность событий, чтобы сначала, а что – потом.
 
• Находить несоответствия в рисунках, стихах-небылицах.
 
• Складывать пазлы без помощи взрослого.
 
• Сложить из бумаги вместе со взрослым, простой предмет: лодочку, кораблик.
 
4) Мелкая моторика.
 
• Правильно держать в руке ручку, карандаш, кисть и регулировать силу их нажима при письме и рисовании.
 
• Раскрашивать предметы и штриховать их, не выходя за контур.
 
• Вырезать ножницами по линии, нарисованной на бумаге.
 
• Выполнять аппликации.
 
5) Речь.
 
• Составлять предложения из нескольких слов, например, кошка, двор, идти, солнечный зайчик, играть.
 
• Понимать и объяснять смысл пословиц.
 
• Составлять связный рассказ по картинке и серии картинок.
 
• Выразительно рассказывать стихи с правильной интонацией.
 
• Различать в словах буквы и звуки.
 
6) Окружающий мир.
 
• Знать основные цвета, домашних и диких животных, птиц, деревья, грибы, цветы, овощи, фрукты и так далее.
 
• Называть времена года, явления природы, перелетных и зимующих птиц, месяцы, дни недели, свои фамилию, имя и отчество, имена своих родителей и место их работы, свой город, адрес, какие бывают профессии.
 
 
Как помочь ребёнку подготовиться к школе?
 
          Подготовка к школе – процесс многоплановый. И следует отметить, что начинать заниматься с детьми следует не только непосредственно перед поступлением в школу, а далеко до этого, с младшего дошкольного возраста. И не только на специальных занятиях, но и в самостоятельной деятельности ребят – в играх, в труде, общении со взрослыми и сверстниками.
 
          В детском саду дети получают навыки счета, чтения, развивается мышление, память, внимание, усидчивость, любознательность, мелкая моторика и другие важные качества.
 
          Как говорилось ранее, готовность к школе подразделяется на физиологическую, психологическую и познавательную. Все виды готовности должны гармонично сочетаться в ребенке. Если что-то не развито или развито не в полной мере, то это может послужить проблемам в обучении в школе, общении со сверстниками, усвоении новых знаний и так далее.
 
         Тренируем руку ребенка.
 
         Очень важно развивать мелкую моторику ребенка, то есть его руки и пальчики. Это необходимо для того, чтобы у ребенка в первом классе не было проблем с письмом. Многие родители совершают большую ошибку, запрещая ребенку брать в руки ножницы. Да, ножницами можно пораниться, но если с ребенком проговорить, как правильно обращаться с ножницами, что можно делать, а что – нельзя, то ножницы не будут представлять опасности. Следите, чтобы ребенок вырезал не хаотично, а по намеченной линии. Для этого вы можете нарисовать геометрические фигуры и попросить ребенка их аккуратно вырезать, после чего из них можно сделать аппликацию. Это задание очень нравится детям, а его польза очень высока. Для развития мелкой моторики очень полезна лепка, да и детям очень нравится лепить различные колобки, зверушек и другие фигурки. Учите вместе с ребенком пальчиковые разминки – в магазинах без проблем можно купить книжку с увлекательными и интересными для малыша пальчиковыми разминками. Кроме этого, тренировать руку дошкольника можно с помощью рисования, штриховки, завязывания шнурков, нанизывания бусинок.
 
          Важная задача перед родителями – научить ребёнка доводить начатое дело до конца, пусть это будет занятие трудом или рисование, значение не имеет. Для этого нужны определённые условия: ничто не должно его отвлекать. Многое зависит и от того, как дети подготовили своё рабочее место. Например, если ребёнок сел рисовать, но не приготовил заранее всё необходимое, то он будет постоянно отвлекаться: надо заточить карандаши, подобрать соответствующий листок и т.д. В результате, ребёнок теряет интерес к замыслу, затрачивает время впустую, а то и оставляет дело незавершённым.
 
            Большое значение имеет отношение взрослых к делам детей. Если ребёнок видит внимательное, доброжелательное, но вместе с тем требовательное отношение к результатам его деятельности, то он сам с ответственностью относится к ней.
 
 
            С того момента, когда ваш ребенок впервые переступит порог школы, начнется новый этап его жизни. Постарайтесь, чтобы этот этап начался с радостью, и чтобы так продолжалось на протяжении всего его обучения в школе. Ребенок всегда должен чувствовать вашу поддержку, ваше крепкое плечо, на которое можно облокотиться в трудных ситуациях. Станьте ребенку другом, советчиком, мудрым наставником, и тогда ваш первоклассник в будущем превратится в такую личность, в такого человека, которым вы сможете гордиться.
 
 
 
А теперь хочу предложить Вам интерактивный тест "Пора в школу". 
 
 
Отнеситесь к этому тесту как к возможности ознакомиться с тем, какие задачи ребенку придется решать в первые дни или месяцы школьных занятий, а не как к контрольной работе, которую ребенок обязан выполнить полностью сам без единой вашей подсказки.

 

 Главная                                         Контакты                                            Карта сайта                                     Отзывы 
 
Полезные ссылки
 
Официальный сайт 
Министерства образования и науки Российской Федерации:
 
Федеральный портал "Российское образование":
 
Управление образованием Усть-Кутского муниципального образования:
 
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ 
И НАУКИ
РОСОБРНАДЗОР
 
Администрация Усть-Кутского района
 
Администрация 
Усть-Кутского Муниципального Образования
 
ПнВтСрЧтПтСбВс